Чопперы, бобберы… Эти стили мотоциклов частенько путают друг с другом, хотя различий у них, пожалуй, даже больше, чем сходств. Тем не менее, многие упорно называют чоппером любой раздетый и радикализированный круизер, даже если это боббер чистой воды. Давайте разберёмся, чем же один класс отличается от другого. Хотя, конечно, общие черты у этих мотоциклов тоже есть, ведь чаще всего донорами для постройки и тех, и других служат как раз круизеры.
Что такое чоппер? Если в двух словах, то это круизеры, с которых сняли всё, что не имеет непосредственного отношения к процессу перемещения в пространстве. Чопперы появились в США, когда представителям местных байкерских клубов и банд требовалось иметь возможность удрать от полиции. «Харли-Дэвидсоны» 60-х годов не отличались скромным весом, поэтому с целью облегчить конструкцию с мотоцикла и выкидывалось всё лишнее, вплоть до поворотников, крыльев, зеркал и переднего тормоза. Ну а окончательно, конечно, образ чоппера в сознании масс закрепил фильм «Беспечный ездок» и мотоцикл Капитана Америки.
Типичный чоппер представляет собой «голый» круизер, к тому же существенно переделанный. Основные отличительные черты чоппера таковы:
- «велосипедное» переднее колесо, большего, чем заднее, по диаметру
- длинная вилка, наклонённая под большим, чем у круизера, углом
- зачастую, но не всегда — широкий задний каток; впрочем, это чаще встречается у чопперов новой школы
- вытянутый каплевидный скромного объёма
- высокий руль, так называемый ape hanger
- V-образный двухцилиндровый двигатель
- вынесенные вперёд подножки водителя, позволяющие удобно вытянуть ноги
- в случае с радикальными чопперами — отсутствие поворотников, зеркал, переднего крыла и переднего тормоза
А теперь рассмотрим повнимательнее типичный боббер, взяв в качестве примера бобберы старой школы. Мотоциклы в этом стиле появились примерно одновременно с чопперами, на волне популярности гонок по грунтовым трассам. Гонки проводились на круизерах, так как других мотоциклов в США в те годы не было, и гонщики также старались облегчить свои байки, не потеряв при этом в управляемости. Длинная чопперная вилка, например, не способствует маневренности, поэтому на бобберах она места себе не нашла. Для облегчения веса выбрасывалось всё — переднее крыло (заднее при этом часто отпиливалось до минимума), пассажирское сиденье, иногда даже кикстартер. Заводили такие мотоциклы обычно «с толкача», поэтому на бобберы стали ставить спинки, за которые помощники могут ухватиться, чтобы растолкать мотоцикл. Вот черты типичного боббера.
- стандартная вилка под «нормальным» углом, в отличие от чоппера
- короткое заднее крыло
- часто — отпиленная задняя часть рамы
- только одно сиденье, обычно велосипедного типа
- рули — самые разнообразные, от чопперных «рогатых» до гоночных клипонов
- колёса одинакового диаметра, обычно на высокопрофильной резине
- подножки водителя чаще сделаны «под себя», чем как на чопперах
Как видите, общие у чопперов и бобберов только корни. И те, и другие либо делаются кастомйзерами, обычно в единственном экземпляре, либо выпускаются мелкими партиями фирмами вроде Big Dog или Big Bear Choppers. Но путать их, наверное, всё-таки не следует.