Путешествие на мотоцикле — увлекательнейшее приключение, испытать которое должен каждый мотоциклист. И сейчас речь идёт не о поездке на фестиваль за пару сотен километров, а о настоящем путешествии. Для тех, у кого нет опыта в путешествиях, возможно, пригодится несколько советов.
- Проверь мотоцикл перед путешествием. Протяни все гайки и болты — они имеют свойство иногда раскручиваться от вибраций. Убедись в том, что мотор работает ровно, без посторонних звуков, выхлоп не стреляет, а клапана не стучат. Вспомни, не было ли в последнее время каких-то настораживающих моментов, вроде заглохшего мотора или непонятного скрипа откуда-нибудь из стартера.
- Дополнение к п. 1 — обслужи мотоцикл. Если ты набросал маршрут на 5000км, а через 2000км надо будет менять масло — наверное, стоит сделать это сейчас, да? Заодно замени всё остальное — свечи, фильтры, обслужи цепь (или редуктор; если у тебя ременной привод — оцени визуально состояние ремня), внимательно осмотри состояние покрышек. Искать новую резину взамен износившейся за пару тысяч километров от дома тебе может не понравиться.
- Ты же уже составил себе маршрут? Ознакомься с ним в интернете, прикинь, где будешь проезжать, где есть и ночевать, это сэкономит тебе немало времени. Поспрашивай других мотоциклистов на тематических ресурсах — может, они расскажут что-то полезное? Например, про то, что где-то сейчас ремонт дороги, а где-то на границе очереди на таможенных пунктах.
- Составь список необходимых вещей. Перечитай его пару раз, затем дай другу, пусть тоже прочитай и напомнит то, о чём ты забыл. Затем возьми список обратно и вычеркни из него всё, кроме того, что реально нужно. Есть такая поговорка — в багаж никогда не влезает всё, что хочется, зато отлично помещается всё необходимое.
- Возьми с собой аптечку с лекарствами первой необходимости.
- Для себя аптечку взял? Тогда возьми аптечку и для мотоцикла, то есть минимальный набор инструментов и ремкомплектов. Мультитул, кстати, очень удобная вещь — размером с карманный фонарик, а инструментов в нём штук тридцать. Может, ими и не всегда удобно работать, но он один в состоянии заменить целый набор. Непременно возьми ремкомплекты для покрышек, сжатый воздух в баллончиках (накачать пробитое колесо после ремонта) и ремкомплекты для тросов.
- Навигатор — это, конечно, хорошо. Но на бумажной карте , в отличие от него, никогда не сядут батарейки, так что захвати и её тоже.
- Одевайся соответственно погоде. А погода может измениться в любой момент, и пофигу, что сейчас плюс тридцать и солнечно. Возьми с собой тёплые вещи. Лишнюю футболку купить можно всегда, а вот свитер тебе, возможно, пригодится.
- Не забудь дождевик. Ты же не хочешь промокнуть на полпути к цели и схватить воспаление лёгких? Кроме того, ехать под дождём — удовольствие ниже среднего. К тому же в случае холодной погоды не продуваемый ветром мотодождевик отлично сохраняет тепло.
- Позаботься о влагозащищённости багажа. Неплохим решением будет купить в каком-нибудь магазине для туристов непромокаемые гермомешки и убрать вещи в них. А главное — защити от возможного попадания воды документы и другие важные бумаги.
- Раздели наличность на несколько частей и спрячь в разные места. Часть можно спрятать где-нибудь в труднодоступном месте мотоцикла, часть носить во внутреннем кармане, часть где-нибудь ещё — прояви фантазию. Людей, случается, обворовывают, а мотоциклы — угоняют…
- Захвати с собой кредитную карту. Оформи её в любом банке, стоимость обслуживания составит долларов двадцать-тридцать в год, и всё. Пользоваться ей, возможно, и не придётся, но в случае нештатной ситуации у тебя будет запас финансов.
- Реально оценивай свои силы. По хорошей дороге отмахать тысячу километров за день легко, но если дорога плохая, то за световой день, возможно, ты осилишь вдвое меньше, и к тому же вымотаешься по-полной. Не надрывайся — помни, завтра тебе снова за руль.
- Заправляйся на каждой встречной заправке. Возможно, в следующий раз такая возможность представится нескоро. Что у нас, что в Европе попадаются участки по 150км без единой заправки.
- Кстати, многие заправки в некоторых европейских странах — полностью автоматизированные, и принимают только банковские карты. Ещё один повод иметь с собой кредитку. И предупреди банк заранее, что будешь использовать её в другой стране, иначе параноидальная служба безопасности может её внезапно заблокировать в самый неподходящий момент.
- Хорошей идеей будет записать куда-нибудь контакты для экстренной связи на всём протяжении маршрута. Подойдут телефоны представителей местных мотоклубов, различных мото-организаций и так далее. Скорее всего, тебе они не пригодятся, но пусть лучше будут.
- На дороге будь начеку — бандитизм, к сожалению, никто не отменял. Взаимовыручка — это хорошо, но трижды подумай перед тем, как останавливаться возле размахивающего руками человека возле машины с поднятым капотом, особенно если дело происходит в глухом месте и тем более в тёмное время суток.
- Закупаться «Дошираками» и пивом в сельпо пгт «Красный Ленин» под пристальными взглядами местных обитателей, которые, вполне возможно, нетрезвы и весьма не прочь докопаться до редкого в их краях персонажа, пожалуй, тоже не стоит.
- Исходя из предыдущего пункта — средства самообороны вроде травматического пистолета и газового баллончика будут не самой лишней частью багажа, и пусть они всегда будут под рукой. Но учти, что на границе их могут отобрать — законы везде разные, так что уточни этот вопрос заранее.
- На пограничных таможенных пунктах обычно огромные очереди, но мотоциклистов пропускают вне этой самой очереди. Это не официальное правило, просто обычно мотоциклистам в этом вопросе идут навстречу. Если без очереди не пропускают — не надо наглеть и орать о своих правах, попробуй договориться, в итоге это будет проще и дешевле.
- Если едешь в другую страну — ознакомься с особенностями местного законодательства и, разумеется, с местными правилами дорожного движения. Штрафы порой зашкаливают. 500 евро штрафа за превышение скорости на 50км/ч — это ещё не предел.
- Английский язык стоит знать хотя бы на минимальном уровне, во многих странах им более-менее владеет большая часть населения. Если иностранные языки — не твоё, возьми с собой хотя бы разговорник и словарь.
- Даже если ты планируешь ночевать в гостиницах, а питаться в кафе и ресторанах, имей с собой небольшой запас еды и воды. В качестве еды подойдёт армейский сухой паёк, сейчас его можно купить без проблем. Весит он мало, места занимает тоже немного, а еды в нём на сутки. Еда, кстати, неплохая, намного вкуснее всякой лапши из «бич-пакетов». Ну а вода — нужна обязательно. Её можно не только пить, ей можно промывать ранки и царапины, можно промыть глаза, в которые что-то попало.. да мало ли что. В общем, вода нужна, пусть с собой всегда будет как минимум литр воды. Желательно — не газированной и не сладкой. Можно просто одну бутылку положить в кофр в качестве «неприкосновенного запаса» перед путешествием.
- И помни. В своей стране ты — лицо своей семьи, а в чужой — лицо всего своего народа. Веди себя соответственно, чтобы остальным, кто поедет после тебя, не пришлось испытать на себе негативные последствия твоего поведения.