Иж Планета Спорт – мотоцикл, забытый совершенно незаслуженно. Он выпускался относительно недолго, всего 11 лет, с 1973 по 1984, и заметно отличался от собратьев по модельному ряду. Если присмотреться, станет заметно, что он сильно похож на японские спортивные мотоциклы 60-х годов. Вероятно, они и послужили источником вдохновения для советских конструкторов, который занимались разработкой этого байка. В качестве возможных прообразов, возможно, выступали Kawasaki Samurai A1 или Suzuki T250.
Как бы то ни было, Иж ПС в своё время был популярен не только в СССР. Эта модель поставлялась во многие страны социалистического блока, где также пользовалась спросом, причём каких-либо достоверных сведений о различиях обычной и экспортной версий нет. Байк пользовался заслуженно хорошей репутацией, а среди советских мотоциклистов из-за его неожиданно высокой надёжности даже ходили слухи о том, что он якобы был создан для продажи в США.
В СССР Иж Планета Спорт была популярна и среди спортсменов. В середине 70-х на его базе были даже разработаны особые модификации для кроссовых гонок и многодневного эндуро, но в свободную продажу они не поступали. Впрочем, спортсмены нередко брали только двигатель, так как у чехословацких кроссовых байков CZ ходовая его лучше. Вот спортсмены и сооружали себе жизнеспособный гибрид, устанавливая мотор от Ижа в раму CZ.
Мотор, к слову, получился очень неплохой. Двухтактный одноцилиндровый 340-кубовый мотор воздушного охлаждения, щедрый на вибрации на высоких оборотах, выдавал 32 л.с., и всё, чего ему не хватало – это пятиступенчатой КПП вместо четырёхступенчатой. Питался движок от карбюратора Mikuni, который в Союзе маркировался, как К62M. Согласно паспортным данным, байк разгонялся с 0 до 100 км/ч за 11 секунд и был способен развить максимальную скорость в 140 км/ч.
Впрочем, главным достоинством модели была именно её надёжность. Со временем Ижевский завод слегка упростил конструкцию, чтобы снизить себестоимость производства, поэтому на вторичном рынке Иж Планета Спорт первых лет выпуска стоил достаточно дорого даже в подержанном виде, причём более старый экземпляр запросто мог быть дороже подержанного, но более свежего.
Как бы то ни было, байк всё равно был очень хорош. Его энерговооружённость достигала 237 л.с на тонну! Это сейчас существуют спортбайки с цифрами вроде 1000 л.с. на тонну, а в ту эпоху это было настоящим достижением. К примеру, у всенародно любимой Jawa 350 этот параметр достигал всего 141 л.с. на тонну. Нашлось в конструкции место и для ещё одного новшества: мотор был закреплён в раме на резиновых подушках-демпферах, которые хорошо гасили вибрации.
В конце концов модель была снята с производства, утратив былую популярность. К тому моменту большая часть экземпляров производилась на экспорт, а рынок стран Европы уже начали завоёвывать японские мотоциклы, более технически совершенные, и с ними Иж ПС оказался конкурировать не в состоянии. Но байкеры старой закалки всё равно помнят его, любят, ценят и уважают.