Honda AX-1 — мотоцикл двойного назначения, одинаково хорошо приспособленный к перемещению как по асфальту различной степени убитости, так и по лёгкому бездорожью, с условием, что на маршруте не будет глубокой вязкой грязи или снега. Впрочем, во многом внедорожные способности байка зависят от типа установленной резины. В некоторые страны AX-1 поставлялся под названием NX 250 Dominator, но ничего общего, кроме названия, с Honda NX 650 Dominator он не имеет.
В основу этого мотоцикла положен приступ простоты и надёжности. Обычная стальная рама, простенькие, но живучие и достаточно энергоёмкие подвески, минимум пластика, одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения… Из этого ряда выбивается разве что КПП, насчитывающая шесть ступеней, которая, кстати, делает неплохой вклад в на удивление приличную динамику Honda AX-1. Мотоцикл этот пользовался высокой популярностью, и выпускался с 1986 по 1998 год. Впрочем, в России он встречается нечасто. Интересный факт — в течение всего периода производства AX-1 не подвергалась каким-либо заметным модернизациям.
Итак, что мы имеем? Разработанный ещё в середине 80-х годов архаичный мотоцикл с некоторой претензией на «вседорожность». Впрочем, претензии эти вполне обоснованы. Honda AX-1 никогда и не позиционировалась, как мотоцикл класса эндуро — это именно лёгкий мотоцикл двойного назначения. Так сказать, рабочая лошадка на все случаи жизни, простая, ремонтопригодная и выносливая. К слову, маленький моторчик этого байка при нормальном обслуживании легко ходит по 100 тысяч километров и более без каких-либо ремонтов. Это вполне банальная цифры для объёмных дефорсированных V-образных моторов круизеров, но не для одноцилиндрового малокубатурника. Из современных моделей аналогичной надёжностью может похвастаться разве что Yamaha YBR 125, тоже, впрочем, максимально простая и бюджетная.
Если же любопытного мотоциклиста угораздит найти не Honda AX-1, а именно версию NX 250, стоит иметь в виду, что между этими моделями существовали некоторые отличия. Так, на японских версиях стояли литые колёсные диски, легкосплавная задняя подвеска, дисковый тормоз на заднем колесе, выполненный из нержавеющей стали выхлоп, сдвоенная передняя фара и иные настройки зажигания и карбюратора. Самым существенным плюсом версии AX-1 является, пожалуй, дисковый тормоз на заднем колесе.
Этот малокубатурный «вседорожник» отличается на удивление неплохой динамикой, развивая максимальную скорость в 140 км/ч и разгоняясь с 0 до 100 км/ч за 6,5 секунд. Его двигатель выдаёт 29 л.с. и 25,5 Нм момента. Лучше всего он работает в среднем диапазоне оборотов, да и низы у него хорошие, а вот верхов, увы, нет — проблема большинства одноцилиндровых моторов небольшого объёма. Впрочем, сильно «крутить» мотор Honda AX-1 и не захочется, так как на высоких оборотах от мотора по всему мотоциклу передаются сильные, очень раздражающие вибрации.
Ещё один плюс AX-1 — вес. При размерах, подходящих большинству среднестатистических мотоциклистов, байк весит всего 117кг (сухая масса), что вкупе с низким центром тяжести позволяет управляться с ним буквально играючи. Тормоза неплохие, особенно у японской версии. А вот бензобак разочаровывает — всего 9 литров. С другой стороны, у того же Steed 400 бак примерно такой же, и ничего, ездят же люди. К тому же расход бензина у Honda AX-1 скромный, в пределах 3,5 литров бензина в среднем.
Простой, даже архаичный, этот мотоцикл этим и подкупает. В нём нет ничего сложного, его можно ремонтировать самому в гараже, а многие запчасти подходят от других моделей «Хонды». Учитывая невысокую стоимость модели на вторичном рынке, это делает её довольно привлекательной для новичков и просто для тех, кому нужен многофункциональный, выносливый и недорогой мотоцикл, например, на дачу.