Как работает мотоцикл

Приборная панель R1200CLКак работает мотоцикл? На самом деле примерно так же, как и автомобиль, оснащённый задним приводом. Хотя некоторые начинающие (или будущие) мотоциклисты, не имея представления о принципах управления мототранспортом, опасаются на нём ездить. На самом деле ничего страшного нет!

Все же ездили в детстве на велосипеде? Наверняка. Так вот, когда вы едете на велосипеде, он же не заваливается набок, верно? Элементарная физика. Если ехать медленно, то инерция слабее, и завалиться в сторону проще, но на более высокой скорости что велосипед, что мотоцикл можно наклонять под значительным углом, не опасаясь падения.

Harley-Davidson Dyna Low RiderСердце любого мотоцикла — двигатель, и тут отличий от автомобиля ещё меньше. Типичный мотоцикл работает по тому же принципу, что и машина — двигатель внутреннего сгорания. Крутящий момент подаётся с вала двигателя на заднее колесо посредством одного из трёх типов главной передачи — кардан, ремень или цепь. Цепной привод сродни таковому на велосипеде, только цепь, разумеется, другого типа и обладает большей прочностью. Остальные два типа привода чаще всего ставятся на чопперы и круизеры, хотя споры о том что же лучше — ремень или кардан — не утихают никогда.

Большинство мотоциклов имеют цепной привод. Имеется две звёздочки — одна, маленькая, на валу, вторая, побольше — на заднем колесе. Вращаясь, вал вращает и звезду, заставляя цепь передавать момент на заднее колесо. В случае с ременным приводом всё аналогично, только вместо звёзд используются шкивы. Карданный же привод работает на мотоцикле так же, как на любом заднеприводном автомобиле.


Honda CB 1000 RДвигатели обычно бывают нескольких типов. Самый распространённый — рядный, с числом цилиндров от одного до четырёх, хотя попадаются и шестицилиндровые моторы — ярким примером может служить модель Kawasaki ZG1300. Ещё есть V-образный, обычно двух- или четырёхцилиндровый. V-образная двойка — самый часто встречающийся на мотоциклах класса чоппер двигатель. Также существуют оппозитные двигатели, которые ставятся в наше время в основном на мотоциклы BMW, ну и на люкс-туристы «Хонда» серии Gold Wing, например, Honda GL 1800 Gold Wing.

Kawasaki Voyager 1300Что касается коробки передач, то на подавляющем большинстве мотоциклов она механическая. Принцип её работы не отличается от такового на автомобиле, только сцепление выжимается левой рукой, а передачи переключаются левой ногой. Впрочем, на скутеры, вроде Yamaha T-Max, обычно ставят вариаторы, а есть и мотоциклы с полноценной автоматической роботизированной коробкой передач, например, Honda DN-01 или Honda NM4 Vultus. Хотя стоит заметить, что популярностью всё-таки пользуется именно классическая «механика».

Понять, как работает мотоцикл, несложно, и научиться управлять им на базовом уровне тоже труда не составляет. Так что если у вас есть желание приобщиться к двухколёсной братии — не бойтесь. Это не сложнее, чем научиться ходить.