Ремень или кардан?

Ремень или карданРемень или кардан? В спорах о типе предпочитаемого привода на мотоцикл сломано немало копий. На самом деле, и у ременного, и у карданного привода есть как преимущества, так и недостатки.

С карданом всё более-менее просто, это надёжная и простая схема, проверенная десятилетиями. Но и карданный привод не лишён своих недостатков. Так, он не позволяет передать крутящий момент с коленвала на колесо без заметных потерь мощности, к тому же при движении чувствуются рывки, особенно при езде на малой скорости. Да и сам привод (кардан и редуктор) весит весьма немало, что существенно увеличивает неподрессоренную массу и не самым лучшим образом сказывается на управлении.


К плюсам применения кардана на мотоцикле можно отнести надёжность и неприхотливость этого узла. Меняйте масло в редукторе раз в 10-15 тысяч километров, и всё! Кардан не боится ни воды, ни грязи. Обслуживать его легко, просто и бюджетно. Собственно, сторонники кардана в спорах апеллируют к его плюсам, тактично умалчивая о вышеперечисленных минусах.
В случае с ремнём всё тоже несложно. Все же знают, по какому принципу работает цепной привод, что на велосипеде, что на мотоцикле? На вал насажена одна звезда, на ось заднего колеса — другая, и цепь передаёт крутящий момент с ведущей звезды на ведомую. Ременной привод работает по тому же принципу, только вместо цепи — ремень, а вместо звёзд — шкивы.

Мото ременьСовременные ремни обладают очень высоким запасом прочности и изготавливаются обычно из кевлара и резины. Ресурс ремня на большинстве мотоциклов колеблется от 40 до 70 тысяч километров. К однозначным плюсам ремня можно отнести отсутствие потерь при передаче крутящего момента с двигателя на колесо и непревзойдённую плавность хода. Последнее преимущество особенно хорошо чувствуется при медленной езде в междурядье. Кроме того, ремень, в отличие от кардана и  цепи, не требует вообще никакого обслуживания. Стоит разве что раз в месяц визуально проверять его состояние, не более того. Шкивы при замене ремня меняются не всегда — если износа нет, можно не покупать новые.

Разумеется, у ремня есть и минусы. Так, ремень боится грязи, так что на мотоцикле с ременным приводом поездки по грязи лучше исключить. Песок, попав под ремень, может достаточно быстро его измочалить и привести в негодность. Чтобы этого избежать, ремень и шкивы обычно закрыты защитным кожухом. Конечно, это не панацея, но кожух значительно уменьшает шансы повредить ремень грязью. Также при трогании в гору ремень слегка растягивается, поначалу это может быть непривычно.

Так что же выбрать, ремень или кардан? Ответ простой: у обоих этих типов привода есть как плюсы, так и минусы. Что для вас важнее — тому и отдайте предпочтение. Какого-то единственно правильного выбора ту попросту нет.