Yamaha XT660R — мотоцикл класса эндуро, выпускаемый с 2004 года. Являясь продолжателем традиций серии XT, этот байк, однако, существенно отличается отс воих предшественников. Следуя современной тенденции, он стал более «паркетным». Нет, внедорожных способностей он отнюдь не лишился, но их у него явно поубавилось по сравнению с хард-эндуро линейки XT. Тем не менее, модель у «Ямахи» получилась удачная, и на её основе были выпущены мотард XT660X и туристический эндуро XT660Z.
Особенность 660-кубового мотора — один цилиндр приличного объёма. Инжекторный двигатель у XT660R не слишком мощный, он уступает моторам с несколькими цилиндрами, зато он очень тяговит и обладает огромным ресурсом. Тяга в нижнем диапазоне оборотов у него сравнима с паровозной тягой круизеров, что имеет большое значение при езде по бездорожью. Впрочем, по-настоящему суровое бездорожье вроде грязи по колено XT660R не по нраву, его стихия — грунт, лес и поля, а не болота и глубокий снег.
Дефорсированный двигатель Yamaha XT660R выдаёт 47,6 сил и 60 Нм крутящего момента. В верхнем диапазоне оборотов он теряет свою прыть, но с места стартует чрезвычайно резко. Вибрации практически не ощущаются примерно первую половину рабочего диапазона, на верхах же они очень заметны, что, впрочем, для эндуро недостатком не является, так как до предела мотор на бездорожье крутится редко. Пятиступенчатая КПП работает достаточно жёстко, но при этом чётко, не вызывая никакого негатива. По крайней мере, среди отзывов владельцев XT660R жалобы на ненадёжность этого узла не встречаются.
Мотоцикл впечатляет продуманностью конструкции. Эндуро эксплуатируются в экстремальных условиях, не редкость у них и падения, но японские конструкторы обо всём позаботились. Пластика на Yamaha XT660R минимум, и при падении его повредить можно только в случае крупного невезения. Задранное кверху переднее крыло хорошо защищает от грязи водителя и фару головного света, а его нижняя часть успешно защищает от загрязнения радиатор. Правда, непонятным остаётся, почему было не убрать глушители под хвост мотоцикла. Ходы подвесок это позволяют, а так торчащий сбоку выхлоп при падении можно повредить.
К слову, о подвесках. Они в полной мере соответствуют званию эндуро — длинные ходы (22,5 см спереди и 20 см сзади) превосходно глотают дорожные неровности. Стоя на подножках, можно вообще не ощущать, что мотоцикл только что уверенно преодолел очередное препятствие, до того у Yamaha XT660R плавный ход. передняя вилка-телескоп, правда, не имеет регулировок, но задний моноамортизатор регулируется по преднатяжению. Колёса большого радиуса тоже ориентированы на бездорожье, а если обуть их в «зубастую» резину, способности XT660R к преодолению грязи возрастут ещё больше.
Как и большинство мотоциклов этого класса, Yamaha XT660R отличается значительной высотой по седлу — целых 86,5 сантиметров. На практике это означает, что только длинноногий мотоциклист уверенно достанет обеими ногами до земли, но это не критично, так как не слишком высокое расположение центра масс мотоцикла делает его довольно послушным в управлении, да и сухая масса в ~160 кг не вызывает трудностей. Тормоза тоже неплохи, особенно передний 4-поршневой однодисковый тормоз, который очень информативен и при этом не пытается самопроизвольно заблокироваться, если его, конечно, не нажимать до упора.
Для жёстких поездок по грязи Yamaha XT660R вряд ли подойдёт. Максимум адреналина этот мотоцикл сможет подарить своему владельцу, если тот будет использовать его по назначению — на полях, грунтовых или лесных трассах. Там этот байк сможет показать, на что он способен, и доставить массу удовольствия.