Мало кто в наше время слышал о таком мотоцикле, как Yamaha XJ550, и ещё меньше тех, кто знает, какое влияние эта модель оказала на дальнейшее развитие классических мотоциклов этой фирмы. Выпускавшаяся в первой половине 80-х годов XJ550 была первой «Ямахой» со среднекубатурным мотором, имеющим четыре цилиндра, расположенных в ряд. Нет, похожие мотоциклы выпускались и ранее, но именно XJ550 оказала огромное влияние на то, какими мы видим мотоциклы Yamaha в наши дни.
По своей компоновке, да и по стилю тоже, это самый типичный классический байк. Yamaha XJ550 имеет стальную раму, рядный 4-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, карбюраторную систему питания и цепной привод главной передачи. 19-дюймовое переднее колесо, хромированный глушитель, расширяющийся от начала к концу, классическая приборная панель, включающая в себя спидометр и тахометр в отдельных «стаканах» и круглая фара довершают классический облик XJ550. Впрочем, в то время, когда этот мотоцикл выпускался, а это, на минуточку, было более тридцати лет назад, он не считался «ретро-байком». Для своего времени модель XJ550 была вполне современна.
Двигатель этого мотоцикла по своим техническим характеристикам можно назвать хорошим даже сейчас. Во всяком случае, он на голову превосходит большинство современных китайских поделок, несмотря на преклонный возраст Yamaha XJ550. Кстати, именно этот мотоцикл послужил прообразом для разросшейся впоследствии модельной линейки «Диверсий», в частности, модель Yamaha XJ 400 Diversion была разработана с учётом опыта разработки XJ550. Мотор этого мотоцикла способен выдать 56 лошадиных сил и разогнать байк до 175 километров в час — для среднекубатурного гражданского мотоцикла начала 80-х годов, к тому же не самого дорогого, это, согласитесь, весьма неплохо.
Являясь типичным «классиком» по своей компоновке, мотоцикл не может, конечно, похвастаться максимально низким центром тяжести, но в целом субъективно тяжёлым он не кажется. Сухая масса Yamaha XJ550 составляет около 200 килограммов, что сравнимо даже с некоторыми современными мотоциклами того же класса. Вытянутый бензобак вмещает в себя пятнадцать литров бензина, обеспечивая не самом прожорливому байку хороший запас хода. Высокооктановый бензин мотоциклу противопоказан, а вот АИ-92 отечественного производства он потребляет с удовольствием, лишь бы бензин был чистый.
Классическая подвеска Yamaha XJ550, судя по немногочисленным отзывам владельцев, кажется довольно жёсткой, более жёсткой, чем у некоторых других классиков, вроде его потомка и идейного последователя Yamaha XJR 1300. Тормозная система тоже вполне типична для мотоциклов тех лет — барабанный тормоз на заднем колесе и дисковый на переднем. На первых Yamaha XJ550 спереди устанавливался один тормозной диск, но уже в 1984 году модель обзавелась вторым, что сказалось на интенсивности торможения самым благоприятным образом.
Нельзя переоценить вклад этого малоизвестного в наши дни мотоцикла в развитие классических байков в то, какими они стали. Являясь дедушкой мотоциклов серий XJ Diversion и XJR, Yamaha XJ550 стал для всех них предком-первопроходцем, который проложил им дорогу к популярности. Давным-давно уйдя со сцены и исчезнув со сборочных конвейеров, XJ550 в наши дни является довольно редким мотоциклом, которым интересуются в основном любители ретро-байков и различные кастомайзеры.