Как ездить на мотоцикле с пассажиром? Точнее, как делать это правильно? Ведь пилот мотоцикла несёт полную ответственность за здоровье и жизнь пассажира, и не только по закону, но и по совести, к этому вопросу надо подойти со всей возможной ответственностью.
- Мотоэкипировка! Вы же сами не ездите в футболке и шортах? Вот и пассажир нуждается в защите. Если вы постоянно ездите с одним и тем же вторым номером (подруга, жена и т.д.) — купите полный комплект экипировки. Если же доводится подбросить кого-то время от времени — одним шлемом ограничиваться тоже не надо. Второй комплект из черепашки, шлема, перчаток и наколенников стоит не так уж и дорого, просто подберите примерные размеры.
- Учитывайте, что с пассажиром на хвосте поведение мотоцикла кардинально меняется. Хуже становится управляемость, длиннее тормозной путь, на околонулевых скоростях мотоцикл иногда «колбасит». Дело в том, что из-за пассажира очень сильно меняется центр тяжести — он смещается вверх, и это не может не сказаться на управляемости самым неприятным образом. Да и динамика мотоцикла падает из-за наличия дополнительного веса, если мотоцикл не слишком мощный. В целом, чем легче мотоцикл и чем слабее его мотор — тем сильнее будут чувствоваться вышеописанные признаки, а чем мотоцикл тяжелее и мощнее — тем выше вероятность того, что ни вы, ни байк никакой особенной разницы не почувствуете.
- Проведите с пассажиром инструктаж. Некоторые, конечно, категорически не хотят слушать, что им говорят, особенно когда это много новых страшных слов, так что все инструкции можно уместить в одну фразу — «пассажир на мотоцикле должен сидеть неподвижно, как мешок с картошкой». Самое глупое, что может сделать пассажир — начать ёрзать на сиденье на ходу. Это может привести к падению, особенно на низкой скорости. Проинструктируйте пассажира, чтобы он сидел неподвижно, и если уж приспичило повертеться немного, пусть сперва предупредит вас. Ну а лучше всего, конечно, попросить, чтобы пассажир двигался только когда мотоцикл стоит неподвижно, и предварительно предупредив водителя, то есть вас. Кроме того, не забудьте напомнить, что необходимо держаться покрепче — за элементы конструкции мотоцикла или за вас, неважно, это зависит в первую очередь от конкретной модели мотоцикла. Пассажир же не хочет внезапно свалиться при резком маневре или экстренном торможении? Впрочем, люди, впервые садящиеся на пассажирское место байка, обычно так боятся, что вцепляются в пилота мёртвой хваткой.
Вот и всё. Как видите, правил совсем немного, и они крайне просты, и при этом неукоснительное их соблюдение позволяет минимизировать риски, связанные с ездой на мотоцикле вдвоём.