Отзыв владельца Yamaha TDM 850.
Знакомство с туристическими эндуро для меня состоялось, когда я решил обменять свой чоппер Ямаха Вираго 1100 на старика Yamaha TDM 850. Хотелось побольше мощности и нормальных подвесок, а хром и рык прямотока меня никогда не привлекали, так что махнули по объявлению с продавцом мотоциклы ключ на ключ. Мотоцикл мне достался первого поколения, с двумя круглыми фарами спереди, как я и хотел. Внешне напомнил Хонду Африка Твин.
Первое впечатление очень положительное — бодрый разгон, отличные тормоза, сидеть удобно, рулится тоже отлично, амортизаторы такие, что по убитому асфальту пожно ехать и на ходу хоть кофе пить без риска его расплескать. Правда, впечатление в скором времени оказалось подпорчено возрастными болячками мотоцикла — всё-таки пара десятков лет возраста — это не шутка. Как я на своей шкуре узнал, первые TDM 850 очень любят есть масло вместе с бензином. Это так, хорошо хоть, что масло не плещется всё в картере — оно в маслобаке, и залить его туда можно с запасом без риска для мотора.
Если ездить спокойно и не быстро, то от замены до замены уходило литра полтора-два, но тут ещё можно списать на износ поршневой, так как мотоцикл всё-таки старый, и кто его знает, сколько у него на самом деле было пробега на тот момент, когда он попал ко мне. Но если валить под 200 км/ч, то масло начинало уходить по те же два литра, но на тысячу километров, что я с удивлением и обнаружил после поездки на море. Так и ездил — доливал периодически, так как крутил я двигатель двухколесного пенсионера нещадно.
Зато несмотря на возраст, со своими задачами TDM 850 справлялся реально отлично. На нём можно спокойно ехать по асфальту, который ремонтировали последний раз полвека назад, практически не снижая скорости. Съехать с асфальта на грунт тоже ни разу не проблема, тут всё скорее упирается в шины. По сухой земле можно и на шоссейных ехать без проблем, но в грязи или по мокрой траве на них мотоцикл начинает таскать с риском навернуться на бок. Так как я частенько езжу вне дорог, выводы я сделал и поставил универсальные покрышки средней степени агрессивности. По ощущениям на грунте стало лучше, на асфальте — без изменений.
Для поездок сам в гараже сварил боковые крепления для кофров, так как если их покупать, обошлись бы они не дешевле, чем сами кофры. Поставил ещё центральный кофр на площадку (тут всё уже купил, сам не стал морочиться). В итоге брал с собой в поездки под сотню литров груза. Один раз кофр центральный сорвало на скорости около 180. Кофр выдержал, площадку под него и крепление я потом усилил. Ещё заменил стекло на более высокое — штатное после 140 км/ч с напором ветра уже не справляется. В целом ветрозащита неплохая, сидушка тоже удобная.
Были мелкие косяки, свойственные старой техники. Ремонтировал мотоцикл сам. Запчасти по цене не дороже, чем на других японцев, но есть сложности с поиском, мотоцикл в России не самый распространённый, так что почти всё только заказывать и ждать по месяцу. Расходники подходят от других моделей Ямах, с этим проблем нет. Обслуживать можно тоже самому, но иногда сложно, например, чтобы снять с TDM 850 свечи, надо снимать радиатор. Я в гараже обточил стенки свечного ключа и наварил на него Г-образную конструкцию, и снимал свечи без демонтажа радиатора. Чтобы добраться до аккумулятора, надо сверху разобрать пол-мотоцикла — снять бак, часть пластика и воздушный фильтр.
Мой TDM 850 закончился, когда у него неожиданно стуканул мотор. Ничего не предвещало беды, просто на ходу раздался грохот и мотоцикл заглох. Завести не удалось. Видимо, большой пробег доконал верного коня. Прикинув расходы на ремонт, продал мотор на запчасти и купил себе другой, контрактный, с мотоцикла 1995 года. С тех пор езжу дальше, но посматриваю на мотоциклы посвежее — возраст есть возраст, и не хотелось бы серьёзных проблем вдали от дома.